Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 имени К.И.Щёлкина» города Белогорска Республики Крым

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Что такое «функциональная грамотность» и чем она может быть полезна современным школьникам?
Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима? Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни?

Что такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач.
Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

О востребованности функциональной грамотности

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня делается акцент на умения применять эти знания.

ССЫЛКИ НА ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ


Сайт Российская Электронная Школа (РЭШ)

Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы)

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности для обучающихся и учителей

Всероссийский семинар "Формирование и оценка функциональной грамотности"

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 2023-2024

Информация_для_родителей.pdf
Памятка_для_родителей_по_ФГ.pdf
Родителям о функциональной грамотности.pdf

ВАЖНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 2023-2024

Дорожная карта.docx
Приказ по ФГ.pdf
Приказ о проведении недель функциональной грамотности.pdf

МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Методы и методические приёмы формирования естественнонаучной грамотности.pdf
Методические материалы для учителей. Сборник_Формирование_функциональной_грамотности_2023.pdf
Читательская грамотность.pdf
Математическая грамотность.pdf
Естественнонаучная грамотность.pdf
Как формировать функциональную грамотность обучающихся.pdf

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Анализ результатов ГИА в 2023 г..pdf

НЕДЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Неделя естественнонаучной и глобальной компетенции

Викторина глобальная компетенция.docx
Викторина Человек в глобальном мире.docx
Классный час Здоровый образ жизни.docx
Совещание учителей биологии, географии, химии «Что такое естественнонаучная компетенция».pptx
Формирование функциональной грамотности на уроках биологии.doc
План проведения недели естественнонаучной компетенци.docx

Неделя математики и финансовой грамотности

Внеклассное занятия Финансовая грамотность.docx
Внеклассное мероприятие по развитию функциональной грамотности «Решение жизненных задач».docx
Игра-квест деньги любят счет.pptx
Совещание учителей математики, информатики, физики «По ступенькам финансовой грамотности».ppt
План проведения недели математической и финансовой грамотности.docx
Урок -игра по финансовой грамотности Как подростку накопить на мечту.pdf
Интеллектуальная математическая игра.pdf
Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности Копейка кругла, смотри, чтоб не укатилась.pdf
Математическая викторина _В царстве математики_.pdf
Занятие по развитию функциональной математической грамотности Ремонт кабинета.pdf

Неделя читательской грамотности и креативного мышления

Интеллектуальная викторина Своя игра.docx
Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка».docx
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК.pptx
Просмотр презентации на совещании учителей истории и обществознания.pdf
Просмотр презентации на совещании учителей кафедры филологических наук «Ключевые направления в работе.pptx
Совещание учителей кафедры филологических наук «Как научиться креативному мышлению ».docx
План - неделя читательской грамотности.docx
Мастер-класс Креативное мышление.pdf
Классный час Мир - это чистый холст для воображения.pdf
Квест-игра для 5-8 классов на формирование функциональной грамотности.pdf

НЕДЕЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Навигация
Контакты
© ООО “OxDev”. Все права защищены.

    Наш сайт нуждается в файлах Cookie

    Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии для улучшения его работы. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов